В период турбулентности бизнес может терять сотрудников: по результатам исследований, проведенных PricewaterhouseCoopers, около 88% компаний столкнулись с высокой текучестью в период пандемии. Один из способов этого избежать —научить людей чему-то новому. Все дело в том, что развитая культура обучения внутри компании помогает реализовывать себя, и сотрудники получают возможность переходить на другие должности. Какие навыки окажутся особенно востребованными в 2023 году? Прогнозируем вместе.

Бизнес-анализ

Если работать с данными начинает все больше рядовых сотрудников, стоит обучить их базовым навыкам бизнес-анализа. Среди них — использование различных инструментов, расшифровка информации, составление отчетов и дашбордов.

Зачем это нужно? В первую очередь, для ускорения выполнения повседневных задач: если анализировать приходится много, это становится сложно делать вручную. Помимо этого, растет риск совершить ошибку, и иногда она может стать фатальной. В случае с научным подходом к бизнес-анализу ошибиться невозможно — компьютер с базой данных становится единственным источником истины.

Информационная безопасность

Научить сотрудников основам безопасности при работе в интернете и в офисе — давно не тренд, а обязанность любой уважающей себя компании. Однако новые угрозы появляются каждый день, и ситуация накаляется: старые методы могут быстро терять в эффективности.

Стоит пересмотреть классическое обучение основам безопасности для всех сотрудников, если не сделали этого в прошлом году. А людям, которые отвечают за безопасность внутри компании, периодически оплачивать новые обучающие мероприятия — пусть будут на шаг впереди.

Маркетинг

Продвижение продукта, чем бы он ни был — ценнейший навык, которому нужно учиться всем без исключения. Мы часто становимся амбассадорами, сами того не подозревая — например, рекомендуем удобное приложение или гаджет. Все потому, что кто-то уже позаботился о маркетинге и принял участие в создании действительно ценного и полезного продукта.

Какие сотрудники в компании сталкиваются с маркетингом? Практически все. Значит, нужно учить людей полноценному участию в создании продукта, грамотному позиционированию и улучшению взаимоотношений с потребителями. Объектом, требующим вмешательства, при этом может выступать и производимый товар, и идея по улучшению рабочих процессов, и отдельный проект.

Чему именно учить? Анализу целевой аудитории и конкурентов, методам продвижения, определению уровня успешности готового продукта, выбору стратегии в зависимости от результатов. Кстати, маркетингу можно и нужно обучать вкупе с бизнес-анализом.

Продажи

Навык продаж может стать самым мощным в арсенале многих сотрудников. Если он есть, человек не испытывает проблем с тем, чтобы правильно преподнести идеи начальству и улучшить имеющиеся процессы. А правильная коммуникация с клиентом или конечным потребителем позволяет узнать достоинства и недостатки продукта, чтобы усилить первые и избавиться от вторых.

Чему учить в продажах? Базовых навыков не так много: это умение убеждать, ведение переговоров (пригодится во многих направлениях) и привычка держать постоянную связь с клиентами. Продажи позволяют услышать клиента и улучшить продукт, которым он пользуется. Особенно актуально, если продукт уникален и делается под индивидуальный запрос.

Финансы

Базовая финансовая грамотность позволяет вести себя уверенно и разумно в том числе и в рамках работы. А особенно важным изучение финансов становится тогда, когда сотрудник имеет непосредственный контакт с деньгами компании.

Навыки, которым нужно обучать всех причастных — финансовые рынки и инструменты, корпоративные финансы, NPV и cash flow. Однако в Школе управления СКОЛКОВО считают, что перепрыгнуть из одной области финансов в другую довольно сложно: это становится логичным только тогда, когда на прежнем месте уже накопился достаточный багаж знаний. Так что, если сотрудник планирует перейти в другое направление, имеет смысл оплатить ему целевое обучение.

Принятие решений

Увы, но умение принимать правильные решения никому не достается с темпераментом или врожденными чертами характера — этому навыку тоже приходится учиться. Идеальная стратегия — определить суть проблемы и ее границы, обеспечить себе выбор из трех-пяти альтернатив и поставить дедлайн.

Несмотря на то, что умение принимать решения — скорее soft skill, оно является неотъемлемым условием для повышения до руководителя. Чтобы подготовить сотрудника к переходу, нужно работать сразу в двух направлениях: развивать его полезные качества (умение ставить четкие цели и планы, а также отказываться от гарантий и восстанавливаться в случае неудачи) и прописать сценарий или процесс принятия решений.

Грамотная коммуникация

Умение общаться с коллегами и подчиненными, и правильно доносить до них свои мысли и идеи — то, что важно практически для любой должности. От грамотной коммуникации зависит многое, и в том числе вертикальный или горизонтальный рост.

Здесь также важна обучать сотрудников сразу в нескольких направлениях: сильные разговорные навыки (устная речь), навык деловой переписки (письменная речь), умение управлять групповым обсуждением и проявлять настойчивость (если это необходимо), критическое мышление, эмпатия и забота об окружающих. 

Обратите особое внимание на общую культуру компании и важность поддержания коммуникационных принципов на всех уровнях. Например, можно протестировать практику «экологичной» переписки: 

  • не привлекаем в ветку электронных писем тех, кто не участвует в переписке;
  • ставим режим «mute» в мессенджерах и электронной почте, если заняты работой 
  • возвращаемся к переписке в удобный момент — когда это не отвлекает от решения рабочих задач.

Тайм-менеджмент

Грамотный тайм-менеджмент —способ расставлять приоритеты в задачах и эффективно их выполнять. Это некий «санитарный минимум»: без него любые усилия будут давать не очень впечатляющий результат.

Чему именно нужно обучаться? Самое важное — работа с мышлением: нужно сориентировать его на продуктивность. Это возможно за счет расставления приоритетов — для этого можно использовать удобные инструменты или программы.

Не стоит забывать и о Work-life balance: пусть сотрудники имеют возможность оставлять рабочие задачи на работе. Если кто-то не успевает справиться с задачами, необходимо снизить нагрузку или пересмотреть процессы.

Предыдущая статьяСоздать и развить ветеринарную клинику в эпоху глобальных кризисов
Следующая статьяКарьерная новость. Алексей Афанасьев