Журнал The Paragraph Magazine публикует отчёт за 2021 год, подготовленный Ассоциацией корпоративных юристов (ACC) и компанией Major, Lindsey & Africa (MLA). Для удобства читателей отчёт разбит на 3 части, которые будут выложены на сайте The Paragraph Magazine до конца года. С первой частью отчёта, посвящённой структуре юридического отдела, можно ознакомиться здесь. Перевод подготовлен Moscow Translation Agency.

В статье представлен обзор ключевых показателей кадрового обеспечения юридического отдела, включая общую численность персонала в разбивке по типам должностей, соотношение юристов и вспомогательного персонала, общий состав сотрудников отдела и количество юристов на 1 млрд долл. США выручки компании (основной стандартный критерий сравнения). Юридические отделы представили сведения о численности юридического персонала в разбивке по типам должностей, а именно: юристы, помощники юриста, специалисты в области права, административный и прочий персонал, а также временный или внештатный персонал. Общие медианные значения по малым, средним и крупным компаниям приводятся в таблице ниже.

В отделах небольших организаций в среднем два юриста, а общая численность юридического персонала – три человека.

В компаниях среднего размера средняя численность юридического персонала – 15 человек: девять юристов, два помощника юриста и один административный сотрудник.

В крупных компаниях с выручкой от 10 млрд долл. США в среднем 70 юристов, 11 помощников юриста, четыре специалиста в области права, семь административных сотрудников и восемь других специалистов, а также три внештатных или временных сотрудника.

На основе представленных данных о численности персонала мы рассчитываем соотношение юристов и других категорий сотрудников. Например, в отделе с 10 юристами и двумя помощниками юриста соотношение юристов и помощников юриста будет 5 к 1 – 10 делим на два. Мы произвели эти расчеты для всех юридических отделов, участвовавших в опросе. Соотношение юристов и помощников юриста среди участников опроса составляет в среднем 3 к 1, соотношение юристов и специалистов в области права – 7 к 1, а соотношение юристов и административного персонала – 5 к 1.

Чтобы дать представление о составе среднестатистического юридического отдела, мы также рассматриваем, какая доля сотрудников приходится на каждую должность – юристы, помощники юриста и т. д. – исходя из общего количества сотрудников юридического отдела.

В среднем, две трети сотрудников юридического отдела – юристы, помощники юриста составляют 12 %, административный персонал и секретари – 8 %, прочий персонал также – 8 %, а специалисты в области права – 6 % от общего количества сотрудников юридического отдела.

Следующая диаграмма иллюстрирует соотношения юристов в юридическом отделе и другого вспомогательного персонала: помощников юриста, специалистов в области права и административного персонала. По горизонтальной оси отделы распределяются в зависимости от заявленного количества юристов: 1, 2, 3, до 200 и более. Высота столбца указывает на количество отделов по отношению к соответствующему числу юристов определенной категории, шкала расположена на левой вертикальной оси. Таким образом, в большинстве отделов, участвовавших в опросе, один юрист – 116 респондентов, отделов с двумя юристами – 72, отделов с тремя юристами – 46 и т. д.

Линии на диаграмме иллюстрируют среднее количество вспомогательного персонала для каждой категории, представленной на горизонтальной оси (количество юристов в отделе). Шкала значений для среднего количества вспомогательного персонала находится на правой вертикальной оси. На диаграмме показана ожидаемая прямая взаимосвязь – по мере продвижения вправо по горизонтальной оси, по мере увеличения количества юристов в отделе, увеличивается и средняя численность вспомогательного персонала.

Вертикальные пунктирные линии показывают представленное выше соотношение юристов и помощников юриста, юристов и административного персонала, а также юристов и специалистов в области права, и такие линии проходят через отметки три, пять и семь юристов соответственно, исходя из общих медианных значений. Другими словами, если в отделе три юриста, как правило, в нем имеется как минимум один помощник юриста, если в отделе пять юристов – администратор, а если в отделе семь юристов – специалист в области права.

Ключевые показатели, используемые для определения соответствующей численности юристов, представлены в таблице ниже. Соотношение количества юристов на 1 млрд долл. США выручки считается основным критерием сравнения, так как это стандартизированный показатель, учитывающий размер организации. Он рассчитывается путем деления численности юридического персонала на выручку компании, которая делится на 1 млрд долл. США. В результате получается единое значение, которое можно сравнивать с данными всех других организаций. Согласно общим результатам опроса (исходя из ответов всех отделов, участвовавших в опросе), в среднем на 1 млрд долл. США приходится восемь юристов. В зависимости от размера компании, в средних компаниях с выручкой 1-10 млрд долл. США – в среднем 4 юриста на 1 млрд долл. США, а в крупных компаниях – 2,8 юриста.

Важно отметить, что более высокие медианные значения обычно наблюдаются при расчетах в отношении организаций с выручкой менее 1 млрд долл. США. В этих случаях расчеты становятся прогнозами, так как 1 млрд долл. США невозможно использовать в качестве знаменателя. Иными словами, если в компании с выручкой 500 млн долл. США работает пять юристов, показатель «соотношение количества юристов на 1 млрд долл. США» такой компании приравнивается к соотношению 10 юристов на 1 млрд долл. США.

Кроме того, нами представлены данные о среднем количестве юристов на 1 млрд долл. США по отраслям промышленности. Такие сферы, как сельское хозяйство, транспорт, строительство, промышленное производство и розничная торговля, характеризуются относительно низким метрическим значением – менее 5 юристов на 1 млрд долл. США. Такие направления, как информационные технологии и образование, имеют довольно высокое метрическое значение, что, вероятно, обусловлено тем, что в опросе по этим отраслям приняло участие большее количество малых компаний.

В третьем разделе представлены обобщенные результаты опроса по нескольким ключевым показателям расходов, например, таким как общие расходы на юридические услуги в процентах от выручки компании, внутренние и внешние расходы в процентах от общих расходов на юридические услуги и стоимость часа работы юриста, а также результаты c сегментацией по размеру компании.

Участники опроса предоставили данные о своих общих расходах на штатных сотрудников, включая разбивку расходов на оплату труда юристов и неюристов, а также об общих внешних расходах, включая конкретные расходы на внешних юридических консультантов и альтернативных поставщиков услуг. Сумма внутренних и внешних расходов представляет собой общие расходы юридического отдела, медианное значение которых составляет 3 млн долл. США для всех участников опроса. Однако размер компании обуславливает существенные различия: в юридических отделах небольших организаций средние общие расходы на юридические услуги составляют 1,2 млн долл. США, в юридических отделах организаций среднего размера – 8,4 млн долл. США, а в юридических отделах крупных организаций – 64 млн долл. США.

В целом, распределение расходов среди участников опроса достаточно сбалансировано: в среднем расходы на штатных сотрудников составляют 49 % от общих расходов, а на сторонних сотрудников, следовательно, – 51 %. Разбивка по размеру компании, однако, выявляет некоторые различия: небольшие организации имеют более высокие внутренние расходы (53 %), тогда как средние и крупные организации тратят больше на внешние услуги: 42,5 % и 45,3 % расходов приходится на штатных сотрудников по сравнению с 57,6 % и 54,7 % расходов на внешние услуги для средних и крупных компаний соответственно.

Различия в размерах компаний также заметны при изучении стандартных показателей, таких как общие расходы на юридические услуги в процентах от выручки компании. В небольших компаниях в среднем на юридические услуги выделяется 0,867 % от выручки компании, а в средних и крупных компаниях этот показатель ниже – 0,363 % и 0,227 % соответственно.

Одним из относительно устойчивых показателей в компаниях разного размера является стоимость часа работы юриста, которую мы рассчитываем путем деления общих расходов на оплату труда юристов на количество юристов в юридическом отделе и последующего деления на отраслевое стандартное значение в 1 800 часов работы в год. Результаты по компаниям разного размера схожи: медианные значения составляют 113, 131 и 123 долл. США для малых, средних и крупных компаний соответственно. Еще одним показателем, на который размер компании оказывает минимальное влияние, является процентная доля от общих расходов на юридические услуги, выделяемая на юридические технологии, – компании из трех категорий выручки имеют одинаковое медианное значение: на технологические решения в юридическом отделе выделяется 2 % от общих расходов.

Примечание: внешние расходы не включают в себя затраты на урегулирование, судебные решения, штрафы, взыскания, затраты, связанные с претензиями, или капитализируемые расходы.

В дополнение к данным о расходах, приведенным в таблице выше, мы также попросили отделы назвать три основные области юридических технологий, в которые они инвестируют наибольшую часть своих расходов (те, кто сообщил о выделении бюджета на технологии). На следующей линейчатой диаграмме представлена процентная доля отделов, выбравших каждую технологическую область, на которую они выделили больше всего средств (первое место), а также вторую (второе место) и третью (третье место).

Отделы выделяют больше всего средств на технологию управления договорами – почти каждый четвертый юридический отдел, а 42 % отделов выбрали эту технологию среди трех приоритетных областей в плане расходов на технологии. Далее следуют такие сферы, как обеспечение нормативно-правового соответствия и правовые исследования – 15 % и 10 % участников соответственно. Управление интеллектуальной собственностью (7,4 %) и управление юридической практикой (6 %) завершают первые пять технологических областей, отнесенных к числу наиболее приоритетных с точки зрения расходов.

Однако другие технологические области, в частности электронное выставление счетов, управление документацией и электронная подпись, входят в тройку лидеров по расходам в большей части отделов, участвовавших в опросе, в отличие от таких областей, как управление интеллектуальной собственностью и управление юридической практикой.

Подразделение по проведению исследований и сравнительного анализа ACC. Компания Major, Lindsey & Africa.


Приглашаем топовых инхаус юриств России и СНГ на Legal Executive Summit – первое и единственное в своём роде неформальное юридическое событие, где нет ни слова о законах! На этот раз, встречаемся на Кипре!

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 3_Reklama-na-sai-t_1550h350_1-1024x231.jpg

Участникам предстоит глубокое погружение и активное включение в образовательную часть саммита в духе лучших школ MBA.

1. Образовательная программа
Тренинги и мастер-классы на тему лидерства, коммуникаций, влияния, развития себя и команд

2. Развлекательная программа
Экскурсия на винодельню “Oenou Yi”, игра в “Квиз, плиз!”, фуршеты, шоу, танцы, караоке, морская прогулка и водные виды спорта

Предыдущая статьяОбъявлена программа международной конференции Distant & Digital 2021
Следующая статьяКадровые новости. Валерия Ковалева