Роль функции комплаенс в бизнесе расширяется и усложняется с каждым годом. Комплаенс-офицер сегодня –  не просто риск-менеджер, а полноценный бизнес-партнер. В компании будущего эта роль – идейный вдохновитель, коуч, продвигающий культуру этичного ведения бизнеса, советчик по вопросам управления компанией в целом, а не только функцией комплаенс. Повестка устойчивого развития как нельзя лучше вписывается в такой широкий, амбициозный и сложный функционал.

ESG (Ecological Social Governance), CSR (Corporate Social Responsibility) и устойчивое развитие — понятия трендовые, вошедшие в обиход, редкая конференция сегодня обходится без них. И это закономерно: климатические вопросы уже не одно десятилетие актуальны для политиков, общественных организаций и корпораций по всему миру (в том числе и в России[1]); социальная повестка активно набирает обороты, а значимость прозрачного и справедливого корпоративного управления стала очевидна еще в 90-х годах в ходе скандалов в финансовых, страховых и иных секторах бизнеса западных стран[2].

«Устойчивое развитие, конечно, тема важная и животрепещущая, но как оно связано с юридической и комплаенс-функциями?» — возможно, спросите вы. На мой взгляд, они связаны напрямую, и вот почему.

Во-первых, устойчивое развитие в целом и ESG как его измеримая часть органично вписываются в зону ответственности комплаенс, так как по сути устойчивое развитие – это всеобъемлющий подход к управлению рисками в бизнесе. Во-вторых, устойчивое развитие, как и комплаенс, — это общая ответственность всех сотрудников в организации. В-третьих, устойчивое развитие строится на принципах открытости, прозрачности, личной ответственности и этичного ведения бизнеса, что сильно резонирует с комплаенс-повесткой.

Уже сегодня становится очевидно, что ESG — это направление будущего для любой крупной организации. В своем недавнем исследовании EY[3] проанализировали финансовые результаты компаний, входящих в списки Corporate Knights[4] своих секторов, и пришли к выводу, что устойчивое развитие способствует серьезному отрыву от конкурентов по всем ключевым показателям прибыльности. Получается, что быть устойчивым — не только правильно, но и выгодно.

Пока это направление в России в целом только набирает обороты, но во многих крупных российских и международных компаниях уже давно работают менеджеры по устойчивому развитию[5]. Довольно часто функционал устойчивого развития (или родственной ему социальной и экологической ответственности) относят к отделам коммуникаций, PR, маркетинга, HR. Ответственные за это направление работники могут совмещать развитие инициатив по устойчивому развитию с другими обязанностями (что не может не сказываться на качестве и скорости работы). Еще подобные роли все чаще встречаются в юридических и комплаенс-отделах. Представляется, что «головная» функция: цели, ценности и сотрудники «базового» департамента — напрямую влияют на результаты деятельности в области ESG-повестки, которые получат компания, ее сотрудники, клиенты и инвесторы в результате вложения своих ресурсов в новое направление.

Прошлогодний опрос Международной комплаенс-ассоциации (International Compliance Association)[6] среди ее членов показал интересный факт: 64 % респондентов (выборка из 928 участников) на вопрос «Какой должна быть роль функции комплаенс в вопросах устойчивого развития?» ответили«лидирующей».

Но как же на практике подступиться к новой, неизведанной сфере устойчивого развития комплаенс-офицеру, если у него нет соответствующего образования и опыта работы? 

С элементом Governance все выглядит логично и понятно: комплаенс в крупных компаниях обычно отвечает за разработку и актуализацию политик и процедур, риск-менеджмент, а руководитель функции комплаенс входит в различные руководящие органы компании. Быть лидером в развитии корпоративного управления в таких условиях достаточно привычно и комфортно. А вот элементы Social и Environmental — это, на первый взгляд, terra incognita, епархия других подразделений, где у комплаенс-специалистов нет глубокой экспертизы и влияния.

А как можно стоять во главе какого-то движения, не имея полного понимания его особенностей и задач?

Мне представляется, что при определенных условиях это возможно, хотя и нелегко. Для положительных результатов потребуется поддержка руководства, стратегическое видение развития новой функции, тактический план по внедрению соответствующих процессов, а также умение своевременно, доступно коммуницировать вопросы повестки устойчивого развития как менеджменту и сотрудникам, так и партнерам и клиентам. Тогда направление заживет своей жизнью, наполняясь энергией всех участников процесса.

Другое напрашивающееся возражение: зачем руководителю отдела комплаенс брать на себя дополнительную ответственность, выходить из зоны комфорта и вкладывать и без того ограниченные ресурсы в долгосрочную и сложную задачу?

Для меня ответ очевиден: включение направления устойчивого развития в функционал отдела комплаенс поможет его сотрудникам глубже понять особенности работы бизнеса, укрепит доверие между командами, даст дополнительную мотивацию и вкус к работе, откроет новые карьерные возможности. Другими словами, выведет функцию и персонал на новый уровень.

По моему опыту, тема устойчивого развития, благодаря своей «настоящести», глубине и применимости к жизни и работе каждого из нас, находит сильный отклик у многих сотрудников. Если ее доступно разъяснить и, главное, не только продекларировать, но и последовательно реализовывать в бизнес-практиках компании, люди проявляют вовлеченность, энтузиазм и добиваются впечатляющих результатов за довольно короткие сроки. Вот пример из моего опыта: команда из восьми человек смогла за два месяца с нуля разработать проект стратегии по устойчивому развитию на три года. Получившаяся стратегия уже вызвала живой интерес у коллег из других стран и, возможно, будет в них адаптирована и реализована.

Для того, чтобы отдел охватил новый функционал, безусловно, потребуется выделенный ресурс — не получится привлечь кого-то из коллег на полставки и получить качественные изменения, обеспечить всю ту вовлеченность и слаженность работы, которые необходимы для освоения новых просторов. Поэтому критически важно с самого начала пути вложиться в поиск компетентного специалиста или выявить в команде подходящего человека, который сможет быстро освоиться в новой деятельности.

Подводя итог: дух и потребности времени недвусмысленно подсказывают, что уже сейчас функция комплаенс должна быть готова драйвить внедрение ESG-повестки в организации, ведь это — прямой и надежный путь повышения доверия к организации не только со стороны регуляторов, сотрудников и клиентов, но и со стороны общественности в целом. А доверие к бренду — основа и залог долгосрочного процветания бизнеса.

Автор – Мария Тюрникова
Руководитель отдела по юридическим вопросам, комплаенс и устойчивому развитию АО «Рош-Москва».


[1] Статья «Правительство утвердило стратегию низкоуглеродного развития РФ до 2050 года» от 1 ноября 2021 г., https://www.interfax.ru/russia/800746, статья «Путин подписал закон об ограничении выбросов парниковых газов» от 2 июля 2021 г. https://tass.ru/ekonomika/11806669?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com

[2] Скандал с Polly Peck International, статья на Wikipedia https://en.wikipedia.org/wiki/Polly_Peck; Скандал с Mirror Group, статья Карен Тамалтри «The Maxwell scandal» https://www.washingtonpost.com/archive/opinions/1991/12/09/the-maxwell-scandal/fa08ac8d-5be3-44f4-b373-bf3d8aa2de93/; статья Стивена Мафсона и Джима МакГи «BCCI Scandal: Behind the ‘Bank of Crooks and Criminals’» от 28 июля 1991 г.: https://www.washingtonpost.com/archive/politics/1991/07/28/bcci-scandal-behind-the-bank-of-crooks-and-criminals/563f2216-1180-4094-a13d-fd4955d59435/

[3] Статья Андре Тох «How to enhance long term business value through sustainability» от 28 июля 2021 г. https://www.ey.com/en_vn/sustainability/how-to-enhance-long-term-business-value-through-sustainability

[4] Рейтинг 100 наиболее устойчивых компаний, выходящий с 2005 г.

[5] По данным HeadHunter, в 2016 г. работодатели разместили 18 запросов на вакансию менеджера в области УР, в 2017-м — 15 вакансий, в 2018-м — уже 35, а за неполный 2019 г. — 49 вакансий, статья «Директор по устойчивости» от 26 сентября 2019 г. https://plus.rbc.ru/news/5d807ebe7a8aa960ab1995a1

[6] Статья Дэвида Пови «Why compliance needs to talk about sustainability» от 6 сентября 2021 г.


Все топовые инхаус юристы, комплаенс и GR директора России и СНГ соберутся 15-18 сентября на Executive Assembly Rebirth.

Каждая новая Ассамблея – это новая планка для нас, и мы хотим, чтобы этот long weekend в будущем вы вспомнили с благодарностью.

ФОРМАТ

  • Уникальные обучающая и развлекательная программы
  • Разбор реальных кейсов, тренинги, TED-выступления
  • Нетворкинг и игра «Квиз, плиз!»
  • Музыка, фитнес и мультимедиа

ТЕМЫ

  • Как найти опору и где взять ресурсы лидеру
  • Как управлять командами и задачами в чрезвычайной ситуации
  • Как выстроить процессы в контролируемой лидером функции в турбулентное время
  • Как понимать истинную мотивацию других и договариваться с ними

Нестандартный формат, оригинальный подход и интересные локации. Сочные эмоции, яркие впечатления и бесценные инсайты. Даже самые искушённые гости отмечают высокий уровень организации наших мероприятий. Здесь вас ждут реально крутые спикеры и действительно полезный багаж знаний, инструментов и навыков.

Ассамблея пройдёт с 15 по 18 сентября в Arthurs Spa Hotel by Mercure.

Регистрируйтесь прямо сейчас.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Frame-39-SENTYABR-1024x171.png

Приглашаем юристов, комплаенс и GR профессионалов в наши новые каналы коммуникации.

  1. Телеграм канал The Paragraph Magazine by Legal Talents – сообщество лидеров юридических, корпоративных, комплаенс и GR команд. Здесь рассказываем обо всём, кроме изменений законодательства
  2. Телеграм канал Legal Talents – Вакансии и резюме
  3. Личный канал Ольги Демидовой (юридический хедхантер и карьерный консультант) LegalHolic
  4. Подбор сотрудников и поиск работы. Если вы ищете людей к себе в команду или вы кандидата в поиске работы, пишите на [email protected]
  5. Подписка на нашу E-mail рассылку
  6. Сайт The Paragraph Media
  7. ВК группа Legal Talents
Предыдущая статьяНеопределенность в определении
Следующая статьяCreated in Moscow