Профессионалы знают, что вино нужно пить из бокалов, предназначенных для конкретного напитка. Неправильные бокалы крадут удовольствие от вина. Разбирались, как выбирать правильные.

Много лет назад я прекрасно обходился без винных бокалов в том смысле, как это понимает взыскательный винолюб. Недавно выкинул трио, с которого когда-то начинался мой винный путь. Бокалы подарили при открытии вклада в банке, ставшем одним из первых, кого умертвила Эльвира Сахипзадовна. Они были неправильной формы, уродского розового цвета и пить из них можно разве что минералку. Осознание, что с ними что-то не так, пришло, как только я начал пить вино чуть чаще чем раз в год. И я понял, что нужно обзавестись правильным стеклом. Но сделал еще один неверный шаг – увидел в магазине негоциантское бюджетное Бордо крупного производителя, бутылка которого продавалась в наборе с фирменным бокалом. «Удача!» – подумалось мне тогда. Забегая вперед, скажу, что фортуна отвернулась и в части вина, и в части бокала. Последний хоть и был классической бордосской формы, но столь микроскопического размера, что подходил разве что под непритязательное белое вино.

Тут мы подходим к главному заблуждению всех винных неофитов – неважно из какого бокала пить вино. Мол, выбор форм – это маркетинг и снобизм, грузины же пили вино из рога, а в отпуске в безымянной таверне вино разливали из кувшинчика в граненые стаканы. Но мы забываем, что химия вокруг нас. Форма бокала меняет органолептику вина, а ранний контакт с кислородом вызывает разные химические реакции. Выдержка вина и сорт винограда влияют на то, как через испарение летучих веществ наше обоняние улавливает нюансы аромата каждого конкретного напитка. Неправильным бокалом можно убить любое вино. И здесь речь не о производителях и их маркетинге, а о том, что бургундию (в том числе шабли высшего уровня) надо пить из бургундских бокалов. Соответственно, шардоне в таком бокале «играет» по-другому, а новосветское шардоне, выдержанное в дубе, обычный бокал для белого вина убьет – в ароматике и во вкусе будут преобладать деревяшки, а не кремово-ванильные нотки. В зависимости от формы бокала и изгиба его стенок, вино попадает на разные вкусовые рецепторы языка человека, что дает и совершенно разные ощущения. Не верите? Попробуйте вслепую выпить одно и то же вино из трех бокалов разной формы.

«Понять, что бокал был лишним, можно, только его выпив»
Народная мудрость

Тем, кто не верит словам, рекомендую посетить дегустационное шоу Георга Риделя. Поверьте, эта штука стоит того. Даже зная, какую роль играет бокал, откроете много нового.

Будем считать, что скепсис побежден, и перейдем к личной рекомендации домашнего стекла.

Среди производителей стоит обратить внимание на Riedel и входящие с ним в концерн Spiegelau и Nachtmann. Внимание, лайфхак! Часть бокалов Nachtmann повторяют Riedel, а стоят значительно дешевле. Приглядитесь к стеклу Zwiesel Schott (легкодоступно в гипермаркетах Hoff), Zalto и Stolzle. Это, пожалуй, самые распространенные бокалы на рынке, если не брать «Икею», которая, к слову сказать, делает вполне себе приличные бокалы для ограниченного бюджета.

У меня в хозяйстве есть все перечисленные бокалы. Zalto – самые любимые, но крайне хрупкие, сделаны вручную и представляют собой настоящее произведение искусства. Ценник колеблется в пределах $50 за штуку, но учитывая, что они легко и звонко бьются, готовьтесь не падать духом после утраты. Аналогичная ситуация с верхними линейками всех перечисленных производителей: очень жалко и крайне затратно. Бокалы ломаются в руках или бьются в посудомойке. Но для особых случаев такую красоту держать стоит. Выбор широчайший – рубленые формы Zalto или изысканный Riedel. Пить из них – сплошное блаженство.

Итак, идеальный стартовый набор – это, безусовно, Stolzle. Демонстрируют лучшее сочетание цены и качества: прочные, недорогие, изящные, отличаются разнообразием форм. Именно эти бокалы пользуются популярностью в винных заведениях, более требовательных к стеклу, чем остальные. Их можно встретить в заведениях AQ мишленовского ресторатора Адриана Кетгласа. Во всех проектах AQ великолепная винная карта, составленная широко известной в узких кругах сомелье Владой Лесниченко. Минус Stolzle только в том, что их сложно купить. На российском рынке производитель ориентируется на общепит, а не на обычных покупателей. Кроме того, в некоторых линейках есть бокалы спорной формы, наталкивающие на мысль, что в действительности бокал меньше своего реального размера. Но все равно, рекомендую: пью из них сам и дарю друзьям.

В качестве второго набора обратите внимание на Spiegelau Autenthis. Его линейка также ориентирована на рестораны, а значит, довольно универсальная и жизнестойкая, причем по разумной цене. Их бургундский бокал, пожалуй, самый универсальный из представленных на рынке бокалов для пино-нуаров. Это при том, что новосветский пино-нуар зачастую не блещет в классическом бургундском стекле, а бургундия явно не из разряда каждодневных вин, ибо бьет брешь в бюджете. 

повседневном обиходе вполне можно обойтись двумя наборами. Дальнейшие вариации зависят от фантазии и бюджета. В верхних линейках Riedel – микс классики и игры с сортами винограда. Даже есть бокал для крымской винодельни Alma Valley. Стоит обзавестись отдельными бокалами для сиры и для темпранильо.

Отдельно стоит сказать про игристые вина. Любителям просекко однозначно стоит завести «традиционную флейту». Но для вин, сделанных по классической технологии – прежде всего речь идет о шампани и каве и касается заигрывания итальянцев с дубовыми бочками и выдержкой, – флейта не подходит. Для таких случаев подойдет стекло для белого вина или универсальный бокал от Zalto. Однако универсальность его весьма условная: он отлично подходит для австрийских и немецких рислингов, игристого и молодых легких красных вин. Он способен спасти и некоторые посредственные напитки, сгладив углы и шероховатости во вкусе. Если же взору милы привычные формы, то обратите внимание на бокалы для игристых вин в линейке Authentis от Spiegelau – они действительно универсальны.

Есть еще несколько приличных европейских производителей. При выборе бокалов обращайте внимание на представленность ассортимента в винных бутиках, ибо они про напиток, а не про сервиз. Например, бокалы Villeroy&Boch, если не брать в расчет линейку Viva, с точки зрения правильной для вина формы хуже бокалов из «Икеи». Вдохновлялись дизайнеры явно чем-то другим.

Встает вопрос, где все это купить? Бокалы Stolzle, Spiegelau и позиции, предназначенные для общепита, заказывайте на сайте – это супермаркет для ресторанов. Кстати, там можно прикупить и сковороды для паэльи.

Если не лень, все (кроме Stolzle) можно заказать в немецком интернет-магазине. Там хорошие цены и вычет НДС, но имеет смысл брать большие партии. Посылка надежно упакована и будет доставлена на почту в течение месяца. Главное – выбирать из того, что есть в наличии, остальное идет очень и очень долго.

Riedel и Spiegelau можно встретить в METRO, но, как правило, не самые нарядные линейки. Ассортимент Schott Zwiesel представлен в магазинах для дома типа Hoff. 

Также можно обращаться напрямую к поставщикам. Обычно это винные импортеры: для Zalto – это «АСТ», для Spiegelau – Simple, а Riedel есть у DP-Trade. §

Владимир Крауз
Юрист, сооснователь винного клуба WineLawyers

Иллюстрация: Светлана Видер for Borenius

Яркие идеи рождаются благодаря взаимодействию с другими людьми, обмену энергией, эмоциями и мыслями.

На Executive Assembly «Genesis» мы будем «добывать совместный огонь» для достижения личных и бизнес-целей через призму взаимодействия людей и команд между собой, с CEO и владельцами компаний

16 апреля ждём вас на Executive Assembly «Genesis», единственной в своем роде (не)конференции для топ-менеджеров и inhouse-юристов крупнейших российских и иностранных компаний.

Как все будет проходить? 

Вас ожидает обучающая и развлекательная программа с элементами известного иммерсивно-мотивационного шоу, тренинги, TED-выступления, сторителлинг, групповая работа, игры, музыка, фитнес и мультимедиа, а также много других сюрпризов.

Зачем это нужно лидерам команд? 

  • Прокачаете навыки и знания.
  • Осознаете свой потенциал и возможности команды.
  • Обнаружите точки роста, о которых ранее не задумывались.
  • Получить мощный заряд энергии и вдохновения.
  • Обменяетесь честным опытом и идеями с топ-менеджерами самых влиятельных компаний в стране. 

Ворвитесь в весну со свежими силами и новыми возможностями. Регистрируйтесь уже сегодня!