Григорьев спросил у Маэстро, что случилось. Всем сотрудникам была хорошо известна мнительность Дягилева, поэтому его ответ не удивил режиссера:
— Вы помните слова Наполеона? Мало взять Тюильри. Трудность в том, чтобы там закрепиться.

Детство Дягилевa прошло в российской глубинке – в большом доме своего деда в Перми. Именно там, он начал проявлять интерес к музыке, театру, живописи, хотя никто из членов его семьи не являлся артистом того или иного искусства. Aтмосфера, в которой он рос способствовала тяге к искусству. Так, большой дом деда в Перми, который называли Пермские Афины, был центром притяжения, в нем постоянно собирались люди, любящие и желающие прикоснуться к прекрасному. Проводились мероприятия, театральные и музыкальные спектакли, в которых участвовал Сережа. Его детство и юность проходили оживленно, под звуки музыки, рассказы деда о картинах и их художниках.

В 19 веке молодые люди, не желающие идти на военную службу, выбирали профессию юриста. И Дягилев в начале решает пойти по этому же пути: он отправляется в столицу и поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского факультета. Однако, стать служителем юстиции у него не выйдет: учился Дягилев спустя рукава, ища себя в другом, желая стать композитором. Но ему не суждено былo стать ни юристом, ни композитором.

Человек непомерной энергии, желая творить, продвигать русское искусство, создавать новые формы, человек-масштаб, он начинает искать, как он может себя применить. Путь Дягилева не был безоблачным, простым, кажется, что он его создавал сам и шел по мере того, как открывалась перспектива. Его жизнь не только успех, триумф, овации, но и преодоление множествa трудностей, постоянный поиск себя, переживания, борьба и огромное желание жить.

Будучи дерзким и самоуверенным, Дягилев выбирает грандиозные проекты с самого начала. Организация выставок художников, на которые приходят в том числе императорская семья, издание журналa «Мир искусства». Чтобы он ни делал, сопровождается шумом — можно сказать, что своими идеями он бросал вызов обществу. Уже тогда Дягилев обладал тонким чутьем и объединял вокруг себя талантливых перспективных людей, идя наперекор общественному мнению. Как бы сейчас сказали – видел цель, но не видел препятствия. Дягилев проявлял себя, как целеустремленный и уверенный в себе лидер.

Вот как оценивал деятельность своего друга Александр Бенуа:

«Наиболее же далекой для нас областью была реклама, publicité, всё дело пропаганды, а как раз в этом Дягилев был удивительным, как бы от природы одаренным мастером».

Он с молодости обладал качествами лидера — великолепные организаторские способности, коммуникабельность, целеустремленность, несгибаемая сила воли, новаторство, феноменальная работоспособность, умение заводить нужные знакомства и развитие потенциала в других, которые он не раз проявлял, оказываясь в непростых обстоятельствах и был успешным, несмотря на всю сложность политической ситуации в мире в то время.

В этой статьи рассматриваются ситуации, которые демонстрируют наилучшим образом самые яркие черты характера Сергей Павловича Дягилева.

Новаторство. Стремление и постоянный поиск новых форм.

Дягилев так уверен в своих силах, что отправляется за подтверждением своего таланта к Римскому-Корсакову, который не очень лестно отзывается о его начинаниях. Дягилев обижается, расстраивается и кричит, вылетая из дома Римского-Корсакова: «Будущее покажет, кого из нас история будет считать более великим!».

Сергей Павлович Дягилев

Эта сцена произошла, когда Дягилев учился на юридическом факультете в столице и хотел стать композитором. Но, как история показала, нашел он свое воплощение в совершенно иной, новой ипостаси для того времени, в роли великого импресарио и просветителя русского искусства. Тогда два гения не знали, что они оба станут великими и войдут в историю искусства, балета и музыки.

В отличие от традиционного императорского театра, в котором был сложившийся репертуар, и который пополнялся время от времени, Дягилев со своими единомышленниками создавал новые балеты каждый сезон, балеты одноактные авангардные. Каждый сезон Сергей Павлович хотел удивить, произвести впечатление на публику, покорить свой любимый Париж, ведь каждый сезон должен был быть триумфальным. Дягилев умел увидеть новое, понимал в каком направлении стоит двигаться. Он создал передовой балет, а такой балет не может топтаться, он должен предвосхищать будущее и вести за собой, открывая новые двери.

Дягилев занимался не только глобальными вопросами организации выступлений, поисками меценатов, но также участвовал в репетициях, был в курсе подготовки декораций, изготовления костюмов, ничего не проходило мимо великого импресарио. Как писал Дягилев:

«Тогда я задумался о новых коротеньких балетах, которые были бы самодовлеющими явлениями искусства и в которых три фактора балета — музыка, рисунок и хореография — были бы слиты значительно теснее, чем это наблюдалось до сих пор. При постановке балета я поэтому работаю, никогда не упуская из виду все эти три элемента спектакля».

Начинался 5-ый Русский сезон, Дягилев, как всегда, был занят поисками нового спонсора, коим стал в этот раз Дмитрий Гинцбург, а также вместе с командой размышлял над новыми постановками. Программа должна быть более сильной и запоминающийся, чем прежде.  Обычно составление плана выступлений, разработка балета происходила вместе с ближайшими соратниками (Л.Бакст, К.Серов, А.Бенуа), коллективно обсуждался характер музыки, танца, решали, какие декорации подготовить.

В этот раз было решено показывать 5 новинок, среди которых были «Шехеразада» и «Жар-птица».

На протяжении всего пути создания, подготовки и исполнения балета «Шехеразада» сопровождалась горячими спорами об авторских правах.

Н.А. Римский-Корсаков не писал музыки для балетов. Но это факт не изменил у Дягилева желание поставить на его одноименную симфоническую поэму одноактный балет «Шехеразада». Более того, он внес изменения в произведение, где-то урезал, где-то поменял местами, где-то переместил акты. Такое решение было смелым и дерзким и не прошло бесследно…

Во время обсуждения сценария к балету произошел спор о принадлежности прав на интеллектуальную собственность. Считается, что идея постановки принадлежала Дягилеву и Баксту, и именно его имя как художника-сценариста значилось на афише спектакля. Однако, Александр Бенуа не согласился, считая, что идея принадлежит только Дягилеву, обиделся на своих друзей, разгорелся скандал.  Но этот неприятный инцидент не помешал антрепризе Дягилева поставить прекрасный балет, который исполняется до сих пор.

Что касается другого балета, «Жар-птица», то тут произошел казус, который позволил открыть новый талант, который совсем скоро стал звездой в мире музыки.

Сергей Павлович обратился к Лядову А.К. с просьбой написать музыку к новому балету и прогадал.

Через три месяца после договоренности написать музыку к новому балету Бенуа встретил Лядова на улице и, естественно, спросил, как продвигается работа. Ответ композитора его обескуражил: «Прекрасно, я уже купил нотную бумагу».

Замена нашлась быстро. На одном из консерваторских вечеров Дягилев слышит небольшую симфоническую картину, сочиненную Игорем Стравинским. Так произошла встреча двух великих. Уже тогда Дягилев понял, что Стравинский гений и его ждет мировой успех. Спустя некоторое время на сцене Гранд-опера, где шли репетиции балета, Дягилев, указывая на Стравинского, сказал находившимся рядом артистам: «Обратите на него внимание. Этот человек стоит на пороге славы».

Дягилеву приносило удовольствие не только создание новых балетов, поиск новых форм, но и открытие новых имен.

После открытия 5-ого сезона в мае 1910 года на прославленной сцене Гранд-Опера стало ясно, что успех сезона превосходит прошлогодний. В письме жене от 23 мая 1910 года Бакст писал: «Сумасшедший успех „Шехеразады“ (весь Париж переоделся по-восточному!) заставил Дягилева и во вторую серию дать опять ее». Публика благосклонно приняла новые балеты.

Нешуточная полемика разгорелась вокруг «искажения» музыки Римского-Корсакова, уже умершего на тот момент. Вдова композитора обвинила Дягилева в неуважении к памяти Римского-Корсакова, протестовала против подобных самовольных поступках на страницах газеты «Речь».

В этой же газете был дан ответ Дягилева, который начинался со слов:

«У нас в России люди разделяются на две категории — на вечно „во весь голос“ протестующих и на вечно покорно молчащих. И то и другое одинаково бесцельно. Так как при этом у нас совершенно отсутствует третья категория — людей что-либо „делающих“.

Девиз журнала «Мир искусства», с которого начался творческий путь Дягилева звучал «Искусство, чистое и свободное», что означало уйти от устоявшегося уклада, «академизма» и объединить все искусство, что в то время означало бросить вызов общественным устоям. Видимо, этому принципу Дягилев следовал всю жизнь. Он не был ни композитором, ни хореографом, ни художником, но имея команду талантливых единомышленников реализовывал свои смелые мечты.

Упорство, сила воли и вера в свой успех

17 марта 1909 года в Министерство двора приходит телеграмма от императора: «Прикажите прекратить репетиции в Эрмитажном театре и выдачу декораций и костюмов известной антрепризе ввиду моего нежелания, чтобы кто-либо из семейства или Министерства двора покровительствовал этому делу. Николай».

Ни какие удары судьбы не могли остановить Дягилева от реализации задуманного. Силы воли, настойчивости и веры в успех ему было не занимать.

Дягилев начал подготовку к 4-м Русским сезонам. И вначале все складывалось наилучшим образом: была предоставлена сцена Эрмитажного театра, благодаря всесильной Матильде Кшесинской удалось получить большую субсидию, много именитых артистов согласились выступить, и Михаил Фокин, и Анна Павлова, и Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Адольф Больм, Вацлав Нижинский, Вера Каралли. Работа кипела, ничего не предвещало беды.

Как писала Маргарет Митчел: «Смерть, налоги и роды никогда не бывают вовремя». Внезапно в феврале умирает постоянный покровитель Дягилева великий князь Владимир Александрович. 

При распределении ролей Дягилев предложил главную роль в балете «Жизель» Анне Павловой, а не Матильде Кшесинской. Конечно, такое отношение сильно задело великую балерину и она сделала все, чтобы у антрепризы забрали субсидию. К тому же, как написано в мемуарах Т.П. Карсавиной, истинной причиной направления телеграммы Николаем II являлось «нежелание Дягилева подчиняться распоряжениям в выборе репертуара и распределения ролей».

Так, антреприза Дягилева оказалось в очень сложной ситуации. Представьте себе, Париж ждет очередные Русские сезоны, а у Дягилева забирают деньги и сцену для репетиций. В такой ситуации многие бы опустили руки и отказались бы от задуманного. Но Дягилев был из разряда других людей. Он был человеком несгибаемой воли со стальным стержнем, человеком, который идет до конца.

Сергей Павлович начинает действовать постепенно, но решительно и уверенно. Сначала находит помещение для создания декораций и костюмов, а затем и для проведения репетиций. Большую роль, конечно, сыграли сами артисты, они не отказались от участия в антрепризе, даже несмотря на угрозы со стороны и сплетни. Более того, сотрудники были готовы покрыть дефицит денег своими собственными средствами.

В это время до Парижа доходит информация о сложившейся ситуации с антрепризой Дягилева, и верные его соратники помогают ему. Мизия Серт, которая вместе с Коко Шанель до последнего дня будет с Дягилевым, совместно с друзьями помогает собрать деньги для аренды театра «Шатле», где состоялось выступление. Также большую помощь оказывает князь В.Н. Аргутинский, который выступает в роли поручителя, благодаря чему труппа покупает билеты до Парижа.

Труппа прибывает в Париж и, оказывается театр не приспособлен для проведения художественных постановок, сцена малa, пол неудобен. Дягилев не может с таким смириться, его артисты должны блистать, парить на сцене. И он принимает решение увеличить сцену и заменить пол. Сергей Павлович всегда относился к Русским сезонам со своей отдачей и профессионализмом.

Конечно, французская публика приняла русские балеты с огромным восторгом. Это был один из самых успешных сезонов. Именно в этом сезоне публике был представлен Вацлав Нижинский, который стал звездой Русских сезонов. В память о представлении Русского балета, состоявшемся 19 мая 1909 года на сцене «Шатле», администрация театра установила мемориальную доску на стене первого этажа, при входе в бельэтаж.

Когда мы читаем об успехе Дягилева и его русских сезонах, мы и не задумываемся с какими сложностями приходилось сталкиваться, какие трудности преодолевать и как в итоге сложилось так, чтоб все получилось.

Умение заводить полезные знакомства (networking)

Во время гастролей в Испании король Альфонсо XIII спросил: «Что же вы, Сергей Павлович делаете в труппе, если не танцуете, не дирижируете?» На что Дягилев ответил «Ваше величество, я не делаю ничего. Но я незаменим.»

Наступил 1918 год, шла первая мировая война, в России случилась революция. Разумеется, такие обстоятельства отразились и на самом Дягилеве, который очень переживал за события, происходящие на родине, и на антрепризе, труппа простаивала. Дягилев уже был близок к отчаянью. Даже в такое непростое политическое время он не мог сидеть без дела и ничего не делать, столько в нем было энергии и желания творить. Он все время находился в поисках новых контрактов. И вот удача — его труппу жду в Испании. Начались гастроли по маленьким испанским городам, везде залы были переполнены, но финансового успеха это не принесло, шла война, у людей не было денег. Но артисты не отчаивались, и начали изучать национальные испанские танцы. Дягилев пошел дальше и решил создать испанский балет, в результате появляется балет «Треуголка». После спектаклей Дягилев много времени проводит за разговорами с королем Испании Альфонсо XIII. Но как бы хорошо не принимали труппу в Испании, Сергей Павлович понимает, что надо двигаться дальше. Где же во время войны он может дать спектакли? Выбор пал на Великобританию, по единственному критерию, находится на острове, там нет военных действий. Начались затяжные переговоры, которые закончились подписание контракта, труппа едет в Лондон.

Но на пути непредвиденное препятствие. Франция отказывает в транзитной визе. Таким образом, французское правительство отомстило за выход России из войны, нарушив союзническое соглашение.

Получив отказ в визе, Сергей Павлович обратился к испанскому королю за помощью. Альфонс XIII связывается со своим послом во Франции и поручает ему сделать все возможное, чтобы русским артистам дали визу. Через 3 недели отказ в визе аннулируется и Русский балет Дягилева отправляется в Лондон. По пути происходит радостное событие – свадьба Пабло Пикассо и русской танцовщицы Ольги Хохловой.

Дягилева всегда окружали люди и не только танцоры, хореографы. художники, но и люди без поддержки которых не состоялись Русские сезоны. Каким бы не было замечательным предприятие, но на его организацию нужны деньги, средства, декорации, костюмы, да просто любого рода поддержка. Дягилев постоянно находился в поисках денежных средств, меценатов и новых контрактов. Его талант заводить нужные знакомства и умение выходить на правильных людей помогало ему так долго быть на гребне волны и выходить из затруднительных ситуаций. Он был центром притяженья, как когда-то был дом его деда. За Дягилевым стояла группа единомышленников, прогрессивные художники, талантливые композиторы, современные хореографы и верные ему соратники. Его безусловная любовь к русскому искусству, выдающиеся организационные способности и поддержка друзей помогали преодолевать многочисленные препятствия, возникающие на его пути.

Открытие талантов и развитие потенциала

Создавайте правильную команду.Те, кто создал великие компании, понимают, что основной ускоритель роста – это не рынок, не технологии, не конкуренция, не продукты. Фактор, который важнее всех остальных, – это способность найти и удержать нужных компании людей. (Джим Коллинз «От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет»).

Знакомства Дягилева с талантливыми и в будущем известными людьми началось, когда он приехал в столицу поступать на юрфак и начал общаться с друзьями своего кузена Димы Философова, которые впоследствии стали его ближайшими соратниками: Александр Бенуа, Леон Бакст, Константин Серов, Вальтер Нувель. Он всегда был окружен людьми, не мог и не умел жить без людей. Ему нравилось вести людей за собой. Он умел разглядеть гениальность, талант, найти тех, кто мог воплощать его грандиозные идеи. Дягилев вошел в историю, как человек, видящий потенциал и раскрывающий талант.

Благодаря Дягилеву взошли такие звезды искусства: композиторы Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Александр Черепнин, артисты балета и хореографы Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Алисия Маркова, Джордж Баланчин, ставший основоположником американского балета, и Серж Лифарь, балетмейстер и премьер Гранд-Опера, оказавший большое влияние на французский балет.

Из вспоминании Сержа Лифаря: «Но одному человеку Дягилев всё же рассказал о цели поездки Лифаря в Италию — Брониславе Нижинской. Узнав об этом, она тут же вспылила:
— И совершенно напрасно — всё равно из Лифаря ничего не выйдет, и он не только никогда не будет первым танцором, но даже и солистом!
Сергей Павлович глядя Броне в глаза, спокойно сказал:
— Вы думаете так? А я думаю иначе и совершенно уверен в том, что он будет не только первым танцором, но и хореографом.
— Никогда! Хотите пари?
Они тут же договорились, что призом победителю будет ящик шампанского.
И хотя Дягилев так никогда его и не получил, обида в душе Нижинской осталась навсегда…»

Совсем скоро Серж Лифарь стал первым танцовщиком в труппе Русского балета Дягилева, а еще через некоторое время и хореографом. В историю Сергей Лифарь вошел, как крупный деятель в области искусства, поставил более 200 балетов, на протяжении долгого времени руководил труппой Гранд-Опера, основал в Париже Институт хореографии при Гранд-Опера, был ректором Университета танца.

Представитель фирмы консервированного молока предложил мне 50 фунтов за подпись на какой-то рекламе. Я рассказал об этом Сергею Павловичу.
— Ни в каком случае не соглашайся. Я ещё понимаю, если бы тебе предложили 100 фунтов, ну, в крайнем случае 75, а за 50 фунтов — ни за что, надо больше ценить свое имя…
(Вспоминания С.Лифаря)

Дягилев был успешным не только благодаря своим выдающимся организаторским способностям, несгибаемой силе воли, упорству, но также и людям, которые его окружали и воплощали его идеи. В балете Сергей Павлович видел синтез живописи, музыки и танца. Каждое из этих направлений было представлено способными, увлеченными и любящими свое дело человеком. Одаренным танцовщиком, великим композитором, декорации готовили не обычные декораторы, а выдающиеся художники того времени (Пабло Пикассо, Анри Матисс, Константин Серов, Леон Бакст, Александр Бенуа).

Дягилев умел увидеть в человеке главное, его суть, умел распознать неординарную творческую личность. И знал, как использовать его способности и создавал необходимые условия. Он любил открывать новые имена. В его труппе не было преемственности, не было системы подготовки кадров, он, либо брал готовых артистов (что делал в самом начале своей антрепризы), либо продвигал самого талантливого (Антон Долин, Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Серж Лифарь). Многие из тех, кто начинал свой путь с Дягилевым, были успешными и после его смерти. Всю жизнь Сергей Павлович был окружен незаурядными, выдающимися личностями. Видимо, будучи сам такой личностью, он притягивал таких же.

Дягилев хотел, чтоб его называли «покровителем искусства», хотел войти в истории, и несомненно он стал одной из самых ярких и заметных фигур балета. Он сделал все, чтобы русское искусство блистало и прославилось на долгие года. В чем был успех Дягилева? Стечение обстоятельств, характер, люди окружающие его? Да, предпосылок было много, но еще его феноменальная работоспособность, неуемная энергия, несгибаемая сила воли и желание быть первым, он сполна воспользовался своими талантами.

Когда только Сергей Дягилев приехал в Санкт-Петербург и начал учиться на юридическом факультете, он со своим кузеном Димой Философовым, узнав, что Лев Толстой в городе, наведались к нему в гости. Разговор зашел о тщеславии, Лев Николаевич заметил, что оно не противоречит возможности делать добрые дела, добавив «Да что же тщеславие? Мне кажется, всякий, делая доброе дело, испытывает это чувство… Я хоть по себе сужу. Очень трудно разграничивать, где кончаются добрые побуждения».

Алла Иванова

Автор – Алла Иванова

~~~~~~~~



Хотите сделать следующий шаг в карьере и жизни?

Руководите командой по юридическим, комплаенс вопросам или связям с государственными органами?

Обязательно присоединяйтесь к Legal Executive Assembly, четвертой неформальной встрече топ-менеджеров крупнейших компаний России.

Вас ждет новое полезное и зажигательное неформальное событие!

1-3 октября 2020 года. Radisson Resort, Завидово

Найдем ответы на вопросы:

✔ Как эффективно анализировать и совершенствовать операционные процессы вашего подразделения? Как создавать shares services center из кросс-функций и управлять им? Как повысить ценность функции для внутренних клиентов?

Как выстраивать эффективные отношения с собственниками и CEO компании? Что они ожидают от топ-менеджеров и как контролируют? Как разрешать конфликты? Как усилить влияние на их решения? Какие каналы коммуникации выбрать?

✔ Что помогает топ-менеджерам быть эффективными и оставаться в ресурсе? Как повысить осознанность и управлять эмоциями? Как балансировать профессиональными и личными интересами, разумом и сердцем?

✔ Как и какую карьерную траекторию выбрать? Как расширить зону ответственности, поменять индустрию и сферу деятельности? Как решиться на нестандартный переход? Какие инструменты использовать, чтобы решиться на перемены?

Детали программы, видео и фото предыдущих мероприятий на сайте Legal Executive Assembly 2020.