Как появилась идея
В далёком 2014 году я была студенткой 5-го курса Уральского государственного юридического университета и работала инхаус-юристом в небольшой фирме. Близилось окончание университета и одногруппники всерьёз задумывались над дальнейшими планами. Одни собирались продолжить обучение в магистратуре или аспирантуре, другие готовились к переезду в столицу, третьи искали интересные проекты в родном городе. В то время я сильно сомневалась в правильности выбора профессии. Погрязнув в рутинной работе, я боялась, что связала жизнь с «не своим» делом. Мне хотелось масштаба и полной перезагрузки, свободы и возможности подумать над тем, чем заниматься дальше. В то же время моей страстью были путешествия. За плечами ни много ни мало – несколько самостоятельных поездок по Европе и лето в США.
На одном из англоязычных сайтов я прочитала про «Gap year». Это явление развито на западе – после окончания обучения вчерашние школьники или студенты делают перерыв и отправляются в путешествие в погоне за жизненным опытом. До этого дня я даже представить не могла, что можно просто взять посвятить год познанию себя. Приобрести бесценный опыт, улучшить коммуникативные навыки, научиться быстро принимать важные решения в стрессовых ситуациях; увидеть другую жизнь, погрузиться в чужую культуру, осознать невероятное многообразие мира и найти себя в нём, – именно так описывали свой опыт участники «Gap year». Затея выглядела безумно, но именно этого мне тогда не хватало.
Одна только мысль о том, что я тоже так могу, казалась фантастикой. Но чем больше об этом думала, тем правильней казался этот шаг. Понимала, что эта поездка может круто изменить жизнь, помочь разобраться в себе и подтолкнуть к какой-то важной мысли. А если ничего этого не случится, то всегда есть возможность вернуться обратно и начать всё сначала.
Один в поле не воин и я начала искать компанию. Не так-то просто найти единомышленника на масштабный трип на неопределённый период времени. На удивление, мою идею поддержала подруга, с который мы учились в университете. Долгими зимними вечерами мы мечтали о поездке, обсуждали маршрут, прикидывали бюджет.
Весной мы купили билет в один конец до Пекина. Именно в этот момент мы осознали, что назад дороги нет. Впереди нас ждала тщательная подготовка, покупка снаряжения и увольнение с работы. Несмотря на всё безрассудство нашей авантюры, я никогда до этого не чувствовала себя такой счастливой. От идеи до реализации прошло около 6 месяцев.
Маршрут и планирование
Первоначально поездка задумывалась как кругосветка, рассчитанная на год. Потом жизнь внесла свои коррективы, и мы решили остановиться на Азии, ограничившись 4 месяцами. Вдохновляясь дневниками других путешественников и фотографиями из National geographic, мы выбирали свои собственные «must-see places». После изучения климатических условий и визовых нюансов мы прикинули примерный маршрут. В логистику вмешалась стоимость и расписание авиаперелётов, которые не всегда совпадали с географической близостью ключевых точек.
В итоге мы выдвинулись в путь по маршруту:
Китай и Гонконг => Сингапур => Малайзия => Индонезия => Сингапур => Филиппины => Вьетнам => Камбоджа => Таиланд.
Визы и границы
В целом у нас не возникало проблем с переходом границ и получением виз. Единственная страна, где требовалось всё оформить заранее – Китай. Мы получили однократную туристическую визу с правом пребывания до 30 дней и планировали проехать страну с севера на юг, а затем перейти в Гонконг. Граница проходила прямо в метро, однако нужно было учесть важный нюанс – несмотря на то, что Гонконг формально входит в состав КНР, въезд на эту территорию означает выезд из Китая. Поэтому после прохождения границы вернуться на материковую часть Китая по однократной визе было уже нельзя.
Для краткосрочного посещения Гонконга, Малайзии, Вьетнама, Таиланда и Филиппин гражданам России виза не требуется. Не так давно безвизовый режим ввела Индонезия, но в 2014 году мы получали визу в аэропорту Денпасара. В Камбодже, куда мы приехали по земле из Вьетнама, можно оформить визу при прохождении границы.
С Сингапуром дела обстоят сложнее – по общему правилу гражданам РФ требуется виза. Но если следовать транзитом в третью страну, можно находиться на территории Сингапура до 96 часов без визы. При прохождении границы необходимо предъявить билет, подтверждающий выбытие в течение указанного времени. При этом пограничная служба проверяет не только наличие билета, но и право лица на въезд в третью страну. Например, в нашем случае, это были Филиппины, куда мы планировали отправиться из Индонезии через Сингапур. Мне пришлось изрядно потрудиться, чтобы объяснить пограничному офицеру, что для посещения Филиппин виза нам не требуется. И только после ссылки на официальное соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Филиппины, сингапурский офицер поставил в паспорт заветный штамп о въезде.
Проживание
Во время поездки чаще всего мы останавливались в гестхаусах, небольших отелях или хостелах. Но самым интересным опытом для нас был коучсерфинг.
Коучсерфинг (от анг. Couchsurfing) – это сообщество людей, которые помогают друг другу во время путешествий. Оно объединяет более 7 миллионов человек в 246 странах мира. Если человек находится дома, то он может стать хостом (тот, кто предоставляет ночлег). Хост принимает запросы других путешественников, помогает им узнать свой родной город. Если отправляется в путешествие, он становится серфером и может отправлять запросы хостам. У каждого участника сообщества есть анкета, где рассказывает о себе, своих увлечениях и интересах. Другие путешественники могут оставлять отзывы и давать поручительства. Этакий аналог Airbnb, но без взимания платы.
Философия коучсерфинга заключается в том, что сегодня ты принимаешь гостей в своей стране, а завтра сам отправляешься в путь и становишься гостем. Это не просто бесплатное жильё, а, в первую очередь, интересные люди и возможность узнать другую культуру изнутри. Если вы умеете договариваться, проявляете искренний интерес к собеседнику, уважаете чужие границы, то такой опыт вам подходит.
За несколько дней до приезда в новое место мы открывали страницу нужного нам города, смотрели анкеты местных жителей и отправляли запросы. За четыре месяца в пути мы успели пожить в доме банкира в Пекине, врача из Ганьсу, преподавателя английского языка в Ченду, индийского программиста в Гонконге, студентов в Джокькарте, и даже местной звезды в Куала-Лумпуре.
Хосты помогали нам лучше узнать города и увидеть их глазами местных жителей. Они показывали свои любимые места в родном городе, придумывали интересные активности. Например, в китайском Ченду мы ходили танцевать вест кост с европейскими экспатами, в Сиане очутились в старинном мусульманском квартале, а в Джокьякарте посетили храмы, до которых бы не добрались самостоятельно. Пожалуй, коучсерфинг – это один из самых интересных и невероятных способов путешествия. Всё потому, что ты никогда не знаешь, где окажешься завтра.
Передвижения
На чём только мы не передвигались в эту поездку. Самолёты, поезда, автобусы, мопеды, пикапы и грузовики, лодки, лошади, какие-то невообразимые тук-туки.
Азия удобна тем, что практически все крупные города соединены сетью бюджетных авиалиний, таких как AirAsia или Cebu Pacific Air. Перелёты между островами – отдельный вид достопримечательностей. Морская гладь сливается с небесной, отражая взбитые, как сахарную вату, облака. Ты летишь, будто плывёшь, теряя ощущение реальности и пространства, пытаясь найти место слияния двух стихий. Мы часто пользовались авиатранспортом, но даже такой привычный способ передвижения в Азии имел свою специфику.
Например, из Денпасара (остров Бали) до Джокьякарты (или как этот город называют местные «Джокья») на соседнем острове Ява мы летели на местном индонезийском лоукостере. Ещё в аэропорту мы почувствовали неладное, когда к одной стойке регистрации выстроилось две очереди – до Джокьи и до Джакарты. Нас совершенно не досматривали, билеты не проверяли, и мы до последнего не были уверены в тот ли самолёт сели. Кульминацией стал вопрос стюардессы во время полёта. Обратившись к нам, она уточнила, летим ли мы до Джакарты, или выходим раньше. Слабо представляя, как можно выйти из самолёта посередине пути, мы впали в ступор. Оказалось, что самолёт направляется в Джакарту, но с остановкой в Джокье. Самолёт приземлился, высадил часть пассажиров, набрал новых и направился дальше до столицы Индонезии. Эдакая воздушная маршрутка)
В Китае мы передвигались, в основном, поездами. Это было достаточно комфортно и недорого. Однако покупка билета в кассе вокзала, особенно где-нибудь в отдалённом районе, могла превратиться в целый квест. Дело в том, что в Китае проблемы с английским языком. В крупных городах мы ещё могли встретить англоговорящих сотрудников или прохожих, но в небольших деревнях это было практически невозможно. Постоянного доступа в интернет у нас не было, поэтому мы выкручивались как могли. В какой-то момент мы начали использовать рукописные карточки, которые помогали писать наши хосты. Подходили к кассе, показывали картонную карточку с иероглифами и получали нужный билет. К концу поездки у нас накопилась целая стопка карточек на всё случаи жизни, с фразами начиная от «сколько это стоит», заканчивая «мне нужна помощь полиции». Моя любимая: «Чтобы увидеть это место мы проехали пол-Китая. Пожалуйста, сделайте нам скидку». В дополнение к нашим жалобным лицам работало безотказно!
Из поездки по Малайзии мне запомнилась дорога до национального парка Таман Негара. От ближайшей малайзийской деревни до вековых джунглей мы добирались вплавь. Вместе с другими путешественниками нас посадили в деревянную лодку и отправили по илистой реке. Весь багаж сгрузили на корму и мой рюкзак оказался на самом верху. Как назло, там остался мой паспорт. Лодку мотыляло из стороны в сторону и всё 4 часа поездки я мысленно готовилась нырять на дно за своей поклажей. В итоге всё закончилось благополучно, но с тех пор паспорт я всегда держала при себе.
В Индонезии мы начали активно ездить автостопом. Оглядываясь назад, я понимаю, насколько это было рискованно. Но тогда мы были на кураже и совершенно ничего не боялись. Справедливости ради, за всю поездку у нас не возникло ни одной опасной ситуации. Самый лучший автостоп был на Бали, в Камбодже и Таиланде. Мы без труда ловили попутные автомобили и добирались из пункта А и пункт Б. В пути попадались очень интересные собеседники.
Например, из Камбоджи до Таиланда мы ехали с ректором местного университета. Он много рассказывал про систему высшего образования в Таиланде и восхищался советскими учителями. Но чаще всего наши попутчики не говорили по-английски, и нам приходилось находить общий язык с помощью жестов. Умение объяснить кому угодно что угодно – один из самых полезных навыков, приобретённых в поездке.
Сложнее всего с автостопом было на Яве. Из Джокьякарты мы хотели добраться до вулканов Бромо и Иджен. На это у нас было 3 дня, после чего мы должны были улетать на Филиппины из Джакарты, находящейся в другой части острова. От Джокьи до ближайшего вулкана Бромо можно было доехать на автомобиле с водителем, автобусе или поезде. Поездку с водителем мы себе позволить не могли, а билеты на автобус и поезд на нужную нам дату были распроданы. Выбора не было – пришлось ехать автостопом. Мы выехали за пределы города и буквально через 10 минут остановили первую машину. Водитель добросил нас на пару километров и сказал, что автостоп здесь не принят, яванцы не знают что это такое. И он оказался чертовски прав, ведь за следующие 3 часа никто не остановился. Встречные водители махали руками, приветствовали нас, пытались «дать пять» на огромной скорости, но только не останавливались.
Мы не сдавались – в соседнем магазине нашли картонку, написали на ней название города, куда направляемся, и снова вышли на трассу. Всё было тщетно. Тогда мы пошли к светофору и стали спрашивать уже остановившихся водителей, не едут ли они в ту же сторону. Представьте тот перфоманс, который мы устроили – наперебой с местным бездомным, который собирал милостыню, две бледнолицые девушки подходили к водителям с название соседнего города на табличке. Учитывая, что в той части Явы иностранцы в принципе большая редкость, ажиотаж был сумасшедший. Тем не менее, нас так никто и не подобрал. Мы были близки к отчаянию, как вдруг к нам подъехал водитель мопеда. Он спросил что мы здесь делаем и куда направляемся. Рассказали нашу историю о том, как не смогли купить билеты на общественный транспорт. Водитель мопеда посочувствовал нам и уехал, но буквально через полчаса он вернулся вместе со своей женой и маленьким сыном на автомобиле. Они предложили помочь купить билеты на другой день, а сегодня принять приглашение остановиться у них в доме. Мы были поражены такой добротой и гостеприимством и приняли приглашение.
Семья Кристиана жила в большом традиционном яванском доме вместе с родителями и сёстрами жены. Нас приняли очень тепло и радушно, помогли купить билеты на поезд и на следующий день отвезли на вокзал. Мы совсем не жалели, что ради такого опыта смогли посетить только один вулкан из запланированных двух.
Впечатления
Азия – это регион противоречий и контрастов, которые пропитывали всю нашу поездку. Ещё вчера мы могли любоваться огнями Сингапура с крыши знаменитого Marina Bay Sands с бокалом вина, а уже на следующий день стоять на безлюдной малазийского дороге, разглядывая проезжающие мимо автомобили. Каждая страна уникальна своей историей, природой, культурой. Помимо раскрученных мест, мы старались посетить нетипичные достопримечательности, о которых мало кто знал. Нетрудно догадаться, что ради этого нас совершенно не пугала сложная логистика. В наши топ-5 вошли следующие локации:
1. Горы Данксия, Китай
Разноцветные горы Данксия (англ. Danxia Landform) в провинции Ганьсу в Китае поражают воображение. Разноцветные полоски, созданные природой, выглядят будто шедевр художника-импрессиониста. Мы узнали об этом волшебном месте совершенно случайно и включили его в наш маршрут. Шесть часов на самолёте, 30 часов на поезде, 2 часа на автобусе и сотни ступенек определённо того стоили.
2. Национальный парк Таман-Негара, Малайзия
Из разговора с гидом:
- У вас водятся ядовитые змеи?
- Нет, что вы, не переживайте. Здесь только скорпионы и тарантулы…
Таман Негара (англ. Taman Negara) – это первозданная уникальная флора и фауна, которой порядка 130 млн лет, дикие племена аборигенов, тысячи комаров и пиявок. Это одни из старейших джунглей на Земле, которые застали ещё присутствие динозавров. Сегодня парк занимает более 4 тыс. квадратных метров, оборудован туристическими тропами и подвесными мостами. Находясь здесь, понимаешь, насколько мы малы в этом мире.
3. Чжанцзяцзе, Китай
Национальный парк Чжанцзяцзе (Zhāngjiājiè) называют «горы Аватара». Ходит легенда, что Сам Джеймс Кэмерон перед съёмками своего знаменитого фильма приезжал сюда, и именно природа парка вдохновила его на создание планеты Пандора. Действительно, пейзажи Чжанцзяцзе завораживают и не оставляют никого равнодушными. Нереальной красоты горы украшены шапками зелёных деревьев, чистейшие реки, лес обезьян. Парк Чжанцзяцзе – однозначно одно из must see Китая. Он огромен, разнообразен, его части соединены различными видами транспорта (фуникулёры, лифт, автобусы), а также пешими тропами.
4. Бали, Индонезия
Мы не смогли выделить какую-то одну часть острова, ведь Бали – это не просто раскрученное туристическое направление. Это другой мир. С великой культурой, потрясающей природой, атмосферой и самыми отзывчивыми людьми на свете. Рисовые террасы, чистейший океан, храмовые комплексы, уникальный водный мир и совершенно другое отношение к жизни и смерти.
5. Бромо, Индонезия
Рассвет над Бромо, Индонезия
Пожалуй, самое сильное впечатление за всю поездку произвело на нас посещение Бромо. Мы проделали огромный путь, чтобы встретить рассвет у подножия этой махины. Поднявшись в 3 часа ночи, надели на себя всё, что у нас было, и в кромешной темноте двинулись к вулкану. С первыми лучами солнца перед нами открылись фантастические марсианские пейзажи вокруг, вулканическая пыль и невероятная игра цвета. Всего за какие-то несколько минут краски переливались от тёмно-синего до огненно-красного, озаряя всё вокруг. Мы поднимались к кратеру вулкана и заглядывали внутрь стихии. Вулкан является действующим и периодически проявляет активность, доставляя немало проблемы жителям соседних деревень. Если бы у меня была возможность выбрать только одно место на земле, которое я могла посетить ещё раз – вне всяких сомнений, я бы выбрала Бромо.
Форс-мажор
В таком длительном путешествии всего предусмотреть невозможно, и мы не обошлись без форс-мажоров. Пару раз мы путали города, куда направляемся. Неоднократно терялись в городах и джунглях. Бывало, что не могли купить билеты или доехать до нужного места. В Гонконге мы попали в эпицентр революции «зонтиков». Один раз нас отказывались посадить в самолёт и даже хотели отказать во въезде в страну (Филиппины). Всё это казалось забавным приключением и вызовом, на который мы давали ответ. Но было два обстоятельства, которые мы никак не могли предугадать.
Первой неожиданностью стал отзыв лицензии у банка 24.ру, в котором лежала значительная часть нашего бюджета. Мы узнали об этом, находясь в Китае. Банковская карта оказалась заблокирована, возможности оформить доверенность или снять деньги в России не было.
Второе – это стремительный рост курса доллара. Получая доходы в рублях, платежи конвертировались в местную валюту через американскую. Для нас это значило, что деньги просто таяли на глазах. Если в начале поездки мы спокойно меняли 3000 рублей почти на USD100, то к концу мы могли рассчитывать в лучшем случае на USD50.
Несмотря на всё это, мы и не думали менять свои планы – было решено пересмотреть бюджет и взять больше удалённых проектов. Ведь всё это время мы продолжали работать по специальности – писали процессуальные документы, составляли договоры, переводили несложные юридические тексты. С приближением сессии мы начали помогать студентам с написанием курсовых и дипломов.
Крайне необычно было начинать свой рабочий день с ноутбуком где-нибудь на пляже, а в перерывах исследовать окрестности. Не обошлось и без казусов – например, в жилой части филиппинского острова Палаван в течение светового дня полностью отключают электричество. Мы об этом не знали и не подготовились заранее. В результате, чтобы доделать работу вовремя, нам пришлось заряжать компьютеры от ручной динамо-машины.
Заключение и инсайты
Вне всяких сомнений, gap year стал для меня одним из самых ярких событий в жизни. Эмоции и впечатления, которые дала мне эта поездка, не идут ни в какое сравнение ни с предыдущим, ни с последующим опытом. При полной свободе времени, действий и передвижений волей-неволей начинаешь прислушиваться к себе и задумываться о важных вещах.
Как ни странно, но осознание правильности выбора «своего дела» пришло довольно быстро. Уже через месяц в пути мы поймали себя на том, что всё больше и больше обсуждаем право. С неподдельным интересом мы отслеживали изменения в законодательстве, читали последнюю практику и искренне скучали по судам. Как сейчас помню этот день, когда где-то на филиппинском пляже ко мне пришло полное понимание того, как я хочу реализоваться в профессии.
К тому моменту мы путешествовали по Азии уже третий месяц. Впечатления начали смазываться и накладываться друг на друга, а мотивация вернуться на офлайн работу становилась всё больше. В начале декабря мы приняли решение вернуться в Россию. Определившись с тем, какое направление мне по-настоящему интересно, нашла себя в юридическом консалтинге.
Эта поездка помогла мне прийти к очень важным выводам, которые и по сей день помогают мне в работе:
• Весь мир открыт. Нет ничего невозможного и даже сама нереальная идея может быть воплощена в жизнь.
• Всегда нужно идти до конца и никогда не сдаваться. По крайней мере, до тех пор, пока не выложился на 110%.
• Залог хорошего результата – тщательная подготовка. Максимальная предварительная проработка рисков позволит сэкономить кучу нервов и сил в процессе реализации.
• Договориться можно всегда, со всеми и обо всём. И в ситуации, когда вы говорите на разных языках, имеете разный жизненный опыт и культурный контекст.
• Безвыходных ситуаций не бывает. Даже если у твоего банка отозвали лицензию, курс рубля обвалился, вы приехали в другой город, где никто не понимает английский, вам негде ночевать, а температура на улице приближается к нулевой отметке. Всё решаемо. И если что-то пошло не по плану, то это отличное приключение и возможность испытать себя на прочность.
Приобретенные навыки прекрасно вписались в юридический консалтинг, связанный с постоянной сменой обстановки и необходимостью всегда держать удар. Этот опыт и навыки помогают в любой жизненной ситуации, неважно где она происходит – в комнате переговоров по сделке, суде или Богом забытом месте посреди Юго-Восточной Азии.
Дарья Шляпникова, Адвокат Forward Legal
~~~~~~~~
Если вы инхаус юрист и руководите командой по юридическим, корпоративным, комплаенс вопросам, связям с государственными органами и управлению непрофильными и проблемными активами.
Регистрируйтесь на Legal Executive Assembly
Вас ждет новое полезное и зажигательное неформальное событие!
20-21 марта 2020 года. Radisson Resort, Завидово
Найдем ответы на вопросы:
- Как повысить ценность функции для внутренних клиентов?
- Как выстраивать эффективные отношения с собственниками и CEO компании? Что они ожидают от топ-менеджеров и как контролируют?
- Как эффективно анализировать и совершенствовать операционные процессы вашего подразделения?
- Как разрешать конфликты?
- Что помогает топ-менеджерам быть эффективными и оставаться в ресурсе?
- И многое другое.
Успейте сделать предварительную регистрацию, чтобы участвовать в самой крутой прокачке от топовых коучей! До конца месяца действует сниженный тариф на все формы участия.
Детали на сайте Legal Executive Assembly 2020.
Читай о том, что ждет участников Legal Executive Assembly и смотри фото с предыдущих мероприятий The Paragraph Magazine в нашей статье.