Вы же еще не забыли Василия? Василий работает в функции комплаенс, и мы уже рассказывали, какой подход он занимает и с какими сложностями сталкивается при проведении внутренних расследований в своей компании. Сегодня мы продолжим погружаться в трудовые будни нашего героя и вместе с ним попытаемся разобраться с теми вызовами, которые несут в себе рискованные бизнес-проекты.

Case # 2 Какой поддержки хочет от комплаенс бизнес по проектам, находящимся в «серой зоне»

Давайте познакомимся с коллегой Василия – Кристиной. Кристина – менеджер по взаимодействию с пациентскими организациями, внутренний клиент отдела комплаенс. Она разрабатывает и реализует инновационные проекты по поддержке пациентов. Кристина – настоящий трудоголик, очень ответственно подходит к своей работе; в компанию она пришла раньше Василия, и у нее уже есть разнообразный опыт взаимодействия с его предшественниками по разным комплаенс-вопросам. С самим Василием Кристина работает буквально с его прихода в компанию: в первый рабочий день Василия именно она рассказывала ему о сложившихся подходах к основным пациентским решениям компании. Как любой внутренний клиент, Кристина по-настоящему ценит вовлеченность своего комплаенс-офицера в бизнес и способность найти этичное решение в нетиповой ситуации.

Сегодня Кристина собрала встречу с кросс-функциональной командой, чтобы презентовать свой новый проект – беспрецедентный как с точки зрения новых возможностей для врачебного и пациентского сообщества, так и с точки зрения грядущих расходов компании и потенциальных рисков. Напористый, но неуверенный тон Кристины, а также озадаченные лица финансистов (кстати, лучших друзей комплаенс) ясно говорят Василию, что проект далеко не однозначный с точки зрения подхода, и, кажется, его автор это сама понимает. 

По ходу встречи выясняется, что проект действительно требует глубокого погружения и креатива от Василия – в презентации Кристины полно пробелов как с точки зрения комплаенс и этики, так и с точки зрения механики отдельных процессов при его реализации и взаимодействии с третьими лицами.

Василий – один из немногих участников встречи, кто смотрит на проект с глубоким пониманием приоритетов компании по обеспечению устойчивости бизнеса, при этом максимально объективно и беспристрастно, оценивая открывающиеся возможности и потенциальные риски. Василий открыто и дружелюбно задает неудобные, но витающие в воздухе вопросы, вдумчиво выслушивает ответы и по ходу высказывает свои опасения и идеи по совершенствованию как этических, так и практических аспектов реализации инициативы Кристины. Более того, стремясь помочь Кристине побыстрее стартовать с перспективным проектом, Василий быстро подключает к обсуждению коллег-юристов и медиков, которых Кристина в спешке забыла позвать на встречу. Василия в компании все ценят и уважают, поэтому оперативно откликаются на просьбу присоединиться к обсуждению и посмотреть материалы.

Также помогает и то, что у Василия достаточно развитая сеть контактов в комплаенс-сообществе: после совещания ему удается обсудить сомнительные моменты (не раскрывая конфиденциальных деталей, разумеется!) как со своими коллегами из зарубежных офисов компании, имеющими опыт реализации схожих проектов, так и с российскими комплаенс-коллегами из других фармацевтических компаний. Собранный массив информации позволяет ему не только сформировать собственное мнение, но и учесть позицию и практику отрасли, более изящно и полно адресовать потенциальные риски и предложить возможные решения. Не без участия Василия удается закрыть и пробелы в механике и договорной обвязке проекта: тут ему помогают те самые коллеги из юридического и медицинского отделов, предлагая интересные варианты структурирования правовых отношений сторон и методы контроля за эффективностью на этапе реализации проекта.

Проактивный подход Василия полностью оправдал ожидания Кристины и даже их превзошел: наш Вася в позитивном ключе помог ей посмотреть на идею со стороны, увидеть и предотвратить вероятные недоработки, для чего также привлек свой нетворк.

В чем секрет такого продуктивного сотрудничества бизнеса и функции комплаенс?

На самом деле никакого секрета нет. Василий просто классный профессионал, который искренне любит то, чем он занимается. Он разделяет цели и приоритеты компании, личным примером демонстрирует своим коллегам глубокую приверженность высоким моральным и этическим стандартам деятельности своего работодателя, которые созвучны с его личными жизненными убеждениями. В этой истории для Кристины Василий стал своеобразным проводником, который сумел донести и разъяснить важность этических аспектов и комплаенс-нюансов проекта, с которыми ранее в компании она не сталкивалась. Он помог ей скорректировать вектор реализации инициативы. Опыт, переговорные навыки и готовность Кристины конструктивно воспринимать обратную связь от коллег также полностью оправдали ожидания Василия и способствовали их эффективной коммуникации на последующих стадиях реализации проекта. Кроме того, взаимная открытость и умение слушать и слышать укрепили доверие между Василием и Кристиной.

Реализовывая пациентскую программу, Кристина проявила себя как настоящий лидер, несущий ответственность за проект с начала и до конца, – сумела оперативно с командой доработать детали проекта, построить эффективное и открытое взаимодействие с внешними партнерами, донесла до них позицию компании по спорным вопросам, при этом учитывая интересы всех вовлеченных сторон, и в итоге смогла реализовать проект в согласованные сроки и достичь всех основных показателей эффективности.

Скорее всего, такое сотрудничество было бы намного менее эффективным, если бы на месте Кристины оказался сотрудник, не разделяющий ценности компании, воспринимающий любую обратную связь как критику, не готовый погружаться в особенности проекта и старающийся найти повод передать лидерство внешнему партнеру. Или, что еще хуже, перекладывающий лидерство по ведению бизнес-проектов на комплаенс-функцию. К сожалению, и такой формат «сотрудничества» до сих пор является достаточно распространенной практикой.

Очевидно, что передовые инновационные проекты зачастую не имеют исчерпывающего регулирования ни на уровне законодательства, ни на уровне отраслевых кодексов и практик. Поэтому для того, чтобы компания сохраняла свой передовой статус, ей приходится функционировать в «серой зоне». В организациях с развитой комплаенс-культурой представители коммерческих функций – проектные и продуктовые менеджеры, специалисты по взаимодействию с государственными органами и по связям с общественностью – хотят не просто приходить к комплаенс-менеджеру за формальной галочкой, визой или благословением. Они ждут от него заинтересованности и полной вовлеченности в проект. И тогда, увидев неподдельный интерес и нацеленность на общий результат, коллеги полагаются на экспертизу специалиста отдела комплаенс и готовы учитывать его позицию как на стадии формирования структуры проекта, так и при его реализации. По опыту, бизнес готов инвестировать свое время в обучение коллег из других функций, включая комплаенс, приглашать их на встречи, семинары и научные мероприятия для обеспечения более глубокого понимания специфики своей деятельности и ключевых зон риска. Для этого нужно «лишь» доверие к комплаенсу и командный дух.

От условного Василия такая модель взаимодействия с бизнесом требует готовности учиться, говорить на одном языке с бизнесом. Взаимодействие с внутренним клиентом в рамках обучающих сессий, проектных встреч и в других рабочих «полевых» ситуациях вырабатывает у комплаенс-менеджера искренний интерес к нюансам продукта, особенностям рынка и клиента, бизнес-стратегии, а также, что не менее важно, по-человечески сближает с коллегами и способствует формированию нового уровня доверия. Неплохой бонус для развития бизнеса и личных отношений? Ответ очевиден.

Так, Василий за время своей работы сумел достаточно глубоко разобраться в лекарственных препаратах и заболеваниях, которые эти инновационные препараты лечат. Кроме того, он отлично знает, как функционирует фармацевтический бизнес в целом и тот нишевый сегмент, в котором работает его компания: каким образом строится диалог с органами государственной власти, какие болевые точки есть у региональных профильных врачей, какие незакрытые потребности есть у пациента, помимо необходимости принимать сам лекарственный препарат, и так далее.

Все это делает Василия незаменимым работником компании и желанным членом любой команды, которому первому звонят, чтобы посоветоваться, когда намечается что-то интересное и перспективное.


Полезная стать по теме: День из жизни Василия, или Практические челленджи в работе комплаенс-менеджера, о которых не пишут в учебниках

Автор – Андрей Филиппов Бизнес партнер по юридическим и комплаенс вопросам в АО “Рош-Москва”

Автор – Мария Тюрникова Руководитель отдела по юридическим вопросам, комплаенс и устойчивому развитию АО «Рош-Москва»
Иллюстратор – Екатерина Степанянц

Все топовые инхаус юристы, комплаенс и GR директора России и СНГ соберутся 15-18 сентября на Executive Assembly Rebirth.

Каждая новая Ассамблея – это новая планка для нас, и мы хотим, чтобы этот long weekend в будущем вы вспомнили с благодарностью.

ФОРМАТ

  • Уникальные обучающая и развлекательная программы
  • Разбор реальных кейсов, тренинги, TED-выступления
  • Нетворкинг и игра «Квиз, плиз!»
  • Музыка, фитнес и мультимедиа

ТЕМЫ

  • Как найти опору и где взять ресурсы лидеру
  • Как управлять командами и задачами в чрезвычайной ситуации
  • Как выстроить процессы в контролируемой лидером функции в турбулентное время
  • Как понимать истинную мотивацию других и договариваться с ними

Нестандартный формат, оригинальный подход и интересные локации. Сочные эмоции, яркие впечатления и бесценные инсайты. Даже самые искушённые гости отмечают высокий уровень организации наших мероприятий. Здесь вас ждут реально крутые спикеры и действительно полезный багаж знаний, инструментов и навыков.

Ассамблея пройдёт с 15 по 18 сентября в Arthurs Spa Hotel by Mercure.

Регистрируйтесь прямо сейчас.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Frame-39-SENTYABR-1024x171.png

Приглашаем юристов, комплаенс и GR профессионалов в наши новые каналы коммуникации.

  1. Телеграм канал The Paragraph Magazine by Legal Talents – сообщество лидеров юридических, корпоративных, комплаенс и GR команд. Здесь рассказываем обо всём, кроме изменений законодательства
  2. Телеграм канал Legal Talents – Вакансии и резюме
  3. Личный канал Ольги Демидовой (юридический хедхантер и карьерный консультант) LegalHolic
  4. Подбор сотрудников и поиск работы. Если вы ищете людей к себе в команду или вы кандидата в поиске работы, пишите на [email protected]
  5. Подписка на нашу E-mail рассылку
  6. Сайт The Paragraph Media
  7. ВК группа Legal Talents

Предыдущая статьяКонтрактный менеджмент в турбулентные времена
Следующая статьяКадровые новости. Елена Крупская