Грамотно выстроенная и структурированная коммуникация остаётся самым ценным элементом внутрикорпоративной программы по соблюдению правовых и этических норм (комплаенс) любой компании. Эффективность такой коммуникации напрямую зависит от степени интегрированности комплаенс-организации в бизнес-процессы.

Глубокое знание бизнес-среды позволяет сотрудникам комплаенс действовать на опережение, предвидя и предотвращая возникающие риски. Времена, когда в корпоративных комплаенс-офицерах видели исключительно «надзирателей с кнутом», ключевые показатели деятельности которых были направлены на количество найденных нарушений, внутренних расследований и дисциплинарных санкций, канули в лету. Бесспорно, без полномочий по выявлению нарушений и принятию соразмерных ответных мер функционал комплаенс был бы беззубым, но именно превентивная работа наиболее плодотворна в долгосрочной перспективе, принося реальную ценность бизнесу.

Кратчайший путь к существенному повышению качества работы любого комплаенс-офицера — это постоянное совершенствование и актуализация коммуникационной роли, перманентный поиск новых способов передачи информации, с целью сделать ее привлекательной, убедительной и легкой к восприятию целевой аудиторией. При этом необходимо грамотно сбалансировать два параллельных процесса: обучать сотрудников нововведениям программы комплаенс, равно как и поддерживать осведомлённость о её базовых принципах на стабильно высоком уровне.

Столь же важно не допускать размывания нравственно-этических ценностей ввиду их кажущейся неоспоримости, что иногда беспокоит опытных профессионалов в сфере комплаенс, вынужденных заострять внимание своих коллег на одних и тех же, казалось бы, очевидных вещах.

Вызванная пандемией коронавируса и изрядно набившая некоторым оскомину «новая нормальность» заставила пересмотреть прежние подходы к ведению бизнеса, формату работы, включая коммуникационную деятельность. Традиционно сотрудники комплаенс полагаются на личный контакт для выстраивания доверительного диалога с коллегами, что подразумевает умение выслушать, определить проблемные вопросы и предложить варианты их решения.

Ценность такого личного общения – в способности сблизить коллег, позволить им поделиться потенциально щекотливыми деталями проблемных ситуаций. Что ещё важнее, именно посредством личного контакта сотрудники комплаенс завоёвывают доверие своих бизнес-партнёров, что является одним из наиболее достоверных индикаторов их успешной работы. Соответственно, всеобщее увлечение удалёнкой и растущая популярность гибридного режима работы ни в коем случае не должны принижать значимость личной коммуникации по вопросам в сфере комплаенс. К счастью, технологии и различные платформы для социализации, хорошо испытанные за последние восемнадцать месяцев, позволяют эффективно взаимодействовать в формате максимально приближенному к личному.

Самые доверительные и обстоятельные диалоги возникают порой спонтанно, когда бизнес-партнёр больше всего нуждается в простом и практичном совете. Активно выслушивая описываемую проблематику, проявляя эмпатию, комплаенс-офицер создаёт правильную атмосферу для подобных встреч. Скоропалительные выводы и быстрое завершение разговора поспешным «нет» контрпродуктивны в построении значимого и конструктивного диалога.

Безусловно, определённые ситуации требуют бескомпромиссной позиции, принципиальности и твёрдости. Но в большинстве случаев, когда ответ не так очевиден, всегда лучше предложить на выбор бизнесу альтернативные решения, тем самым продемонстрировав свою заинтересованность в успешном исходе сложившейся ситуации.

Комплаенс-тренинги остаются самыми надёжными и проверенными формами коммуникации, т.к. они одновременно направлены на достижение разных целей:

  1. позволяют тренерам доходчиво донести до сотрудников самую актуальную информацию в исчерпывающем объёме
  2. мотивируют комплаенс-команду ближе знакомиться со своими бизнес-партнёрами, что в свою очередь способствует дальнейшему укреплению взаимного доверия
  3. стимулируют участников к открытому обсуждению наиболее критичных вопросов
  4. служат «лакмусовой бумажкой» для определения потенциальных «серых зон» и слабых звеньев во внутренних процессах и контролях.

Разумеется, успех тренингов всецело зависит от тщательной подготовки инструктора, отличного владения материалом, умения заинтересовать и вовлечь аудиторию в дискуссию. Чрезмерно увлекаясь теоретическими конструкциями и злоупотребляя перенасыщенными слайдами, тренер рискует потерять драгоценное внимание слушателей.

Доля обязательного правового ликбеза должна быть сведена к минимуму, тогда как использование обезличенных примеров из реальной практики всегда очень хорошо воспринимается бизнесом. Готовность тренера пробовать разные способы подачи материала, в дополнение к традиционным презентациям, сделают обучение ещё более интерактивным и эффективным.

Ещё одним примером проверенного канала комплаенс-коммуникации является выступление высшего руководства. Сотрудники прислушиваются к посылам и советам своих непосредственных руководителей охотнее, чем к словам, исходящим от более посторонних людей. Чем регулярнее топ-менеджеры и менеджеры среднего звена во время регулярных совещаний обращают внимание своих команд на необходимость неукоснительного соблюдения правовых и этических норм, тем более ощутимыми будут результаты подобной коммуникации. Подчёркивая значимость ведения чистого и честного бизнеса для успеха компании, руководители задают правильный тон и служат личным примером для своей организации в вопросах комплаенс.

Стремительное развитие способов и скорости передачи информации, конечно, меняет и комплаенс-коммуникацию. Развешанные по офису яркие плакаты, изобличающие нечестный бизнес, производят нужное впечатление на работающих в офисе сотрудников. Однако грамотное использование социальных сетей позволяет с легкостью расширить охват аудитории и вывести комплаенс-коммуникацию на качественно новый уровень.

Многие компании уже давно разработали и успешно внедрили собственные приложения и платформы, тогда какие другие так же эффективно используют услуги популярных провайдеров. Подобный подход позволяет привлечь внимание более молодых сотрудников, не все из которых могут помнить или знать о истоках программы комплаенс в своих компаниях. Такие сотрудники интерпретируют и обрабатывают информацию, полученную со смартфонов и планшетов гораздо лучше и эффективнее, чем любую другую. Тем не менее, залог успеха такой коммуникации в её умеренности, т.к. поиск лучшего из всех хороших решений может привести к информационному выгоранию и без того перегруженного разными данными персонала.

Результаты опросов, интересные «факты дня» (недели, месяца), изречения известных людей на тему этики в деловой и повседневной жизни, проведение викторин – все эти и многие другие способы подачи материала добавят разнообразия и повысят интерес сотрудников к тематике комплаенс. Памятные, не обязательно дорогие, подарки и знаки признания наиболее активным и вовлеченным коллегам привнесут элементы здоровой конкуренции и соревновательного духа.

В результате выигрывают все: отличившиеся сотрудники получают признание, тогда как комплаенс-офицеры достигают своей цели по повышению осведомлённости среди своих бизнес-партнёров.

Среди практик устойчивого ведения бизнеса, таких как предоставление равных возможностей при отборе персонала, экологическая и социальная корпоративная ответственность, комплаенс имеет такое же важное значение. Соблюдение правовых и этических норм больше не должно ассоциироваться со сводами правил, бюрократическими процессами и обременительными внутренними контролями, парализующими предпринимательский дух и деловую активность. Напротив, комплаенс коммуникация должна быть простой, всеобъемлющей, но не перегружающей и, конечно же, увлекательной.

Автор – Диас Асанов
General Counsel Russia / Eastern Europe / Central Asia, Siemens Energy


Приглашаем топовых инхаус юриств России и СНГ на Legal Executive Summit – первое и единственное в своём роде неформальное юридическое событие, где нет ни слова о законах! На этот раз, встречаемся на Кипре!

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 3_Reklama-na-sai-t_1550h350_1-1024x231.jpg

Участникам предстоит глубокое погружение и активное включение в образовательную часть саммита в духе лучших школ MBA.

1. Образовательная программа
Тренинги и мастер-классы на тему лидерства, коммуникаций, влияния, развития себя и команд

2. Развлекательная программа
Экскурсия на винодельню “Oenou Yi”, игра в “Квиз, плиз!”, фуршеты, шоу, танцы, караоке, морская прогулка и водные виды спорта

Предыдущая статьяОценка компетенций SOFT SKILLS
Следующая статьяКадровые новости. Татьяна Макарова